Яндекс.Маркет заберет к себе ваших покупателей?
В последнее время широко обсуждаются серьезные изменения в популярном среди интернет-магазинов сервисе Яндекс.Маркет. Если кратко, то изменилась сама суть работы этого сервиса. Раньше покупатели искали товары в каталоге Яндекс.Маркета и переходили для покупки в те магазины, которые предлагали наиболее выгодные цены. Теперь же Яндекс.Маркет пытается сам стать магазином, маркет-плейсом, и покупатель будет оформлять заказы непосредственно на сайте Яндекс.Маркета.
Выгодно ли это магазинам, размещающим свои товарные предложения на Яндекс.Маркете?
Как оказалось, далеко не всегда. Например, такой известный магазин, как OZON, перестал работать с Яндекс.Маркетом, а это уже само по себе говорит о многом.
В чем же проблема, и почему магазины перестают сотрудничать с Яндекс.Маркетом?
Новая схема работы Яндекс.Маркета
Изначально Яндекс.Маркет работал по так называемой схеме "Оплата перехода на сайт" (Cost Per Click, CPC). Владельцы интернет-магазинов загружали в Яндекс.Маркет свои товарные предложения в виде файлов YML, и оплачивали переходы посетителей Яндекс.Маркета на свой сайт по фиксированному тарифу, который устраивал практически всех. Постеители переходили из каталога Яндекс.Маркета на сайты интернет-магазинов и оформляли там заказ. Прием оплаты и доставка осуществлялась интернет-магазинами.
Но теперь Яндекс захотел большего. Он захотел сам стать продавцом товаров и брать с интернет-магазинов комиссию не за переходы на сайт, а за покупку, совершенную уже непосредственно в Яндекс.Маркете. Эта схема работы называется "Оплата за действие" (Cost Per Action, CPA).
В случае CPA покупатель вообще не попадает на сайт интернет-магазина, а оплачивает товар, оформляет заказ и доставку на сайте Яндекс.Маркета. Магазин в этом случае платит комиссию Яндексу за совершение покупки, а не за переход на сайт (которого не происходит).
Плюсы CPA с точки зрения Яндекса
Позиция Яндекс.Маркета очень хорошо описана в статье "Яндекс рассказал о новых правилах игры Маркета", опубликованной на сайте e-pepper.ru. Вот некоторые выдержки из интервью представителя Яндекс.Маркета Евгения Кузьменко, представленного в этой статье:
- «Малый бизнес далеко не всегда умеет делать сайт, следить за конверсией, а это роняет конверсию. Мы даём приличный интерфейс и привлекаем трафик, повышаем конверсию. В половину магазинов на Маркете никто не ходит, они никому не нужны, хотя все остатки скачиваются, цены меняются, товары переставляются и так далее. В результате магазины недовольны, у них по 2-3 заказа в день. Нам не все магазины нужны. Нам не нужно 20 000 магазинов. Не нужны магазины, которые просто раскладывают товары, чтобы они лежали на полках»
- «Мы не хотели бы, чтобы люди звонили в магазины, так как непонятно, купили ли они товар после этого. Поэтому будем либо брать деньги с магазинов за клик на эту кнопку, либо вообще ее кнопку уберем. Либо вспомним, что у нас есть Яндекс.Телефония и попробуем её как-нибудь интегрировать»
Однако только ли забота об интернет-магазинах кроется за изменениями в Яндекс.Маркете?
Посмотрим, что об этом думают владельцы интернет-магазинов.
Выгодна ли модель CPA для интернет-магазинов?
Проблемы интернет-магазинов при использовании модели CPA в Яндекс.Маркете очень хорошо описаны в статье Письмо в редакцию: «У вас проблемы с бизнесом, если больше 40% заказов — из "Яндекс.Маркета"». Ниже мы перечислили причины, описанные в этой статье, по которым интернет-магазинам теперь может быть невыгодно работать с Яндекс.Маркетом:
- Интернет-магазины хотят взаимодействовать с покупателями напрямую, предлагая им свои бонусы и рекламные акции, работать с лояльностью покупателей, предлагать сопутствующие товары и услуги, настраивать ретаргетинг и ремаркетинг. В этом смысле Яндекс.Маркет замыкает отношения с покупателями на себе, что может идти во вред торговой компании.
- Комиссия Яндекс.Маркета слишком высока, что особенно проявляется при продаже низкомаржинальных товаров. Она может взиматься, даже если покупатель отменил заказ после его передачи в доставку.
- Хотя на Яндекс.Маркете можно и дальше оплачивать переходы, а не покупки, сервис планирует отдавать предпочтение товарам, предлагаемым по CPA.
- Служба контроля качества Яндекс.Маркета может отключить магазин без объяснения причин. В ходе проверки они соовершают тестовые заказы и доводят их до стадии доставки, а потом отказываются от заказа. Это может приводить к убыткам для торговых компаний.
Что теперь делать?
Для того чтобы не превращать свою торговую компанию в подразделение Яндекс.Маркета, в приведенной выше статье рекомендуется принять следующие меры:
- Контролировать свой бизнес самостоятельно, не отдавая его на откуп Яндекс.Маркету
- Использовать различные каналы привлечения посетителей, такие как SEO, социальные сети, контекстная реклама и т.п.
- Работать с лояльностью покупателей
Главное помнить о том, что никто не будет заниматься вашим бизнесом лучше, чем вы сами. Удачи и успешных продаж!