Интервью с владелицей интернет-магазина рукоделия «Вышиваю»
Мы подготовили новую бизнес-историю — о том, как начать с нуля в узкой нише и прийти к собственному делу, в котором успех выстроен на пробах и ошибках, на смелости и готовности экспериментировать, начинать заново и не бояться перемен. Как всегда, в интервью много практических и воодушевляющих советов, сегодня — от Любови Ивановны Кондрашиной, владелицы розничного и виртуального магазинов рукоделия «Вышиваю» (сайт http://www.vichivay.ru/).
Добрый день, Любовь Ивановна!
Расскажите, как и почему вы выбрали такую интересную и необычную нишу, как рукоделие?
В свое время я окончила текстильный институт и работала по профилю рукоделие: мы производили пряжу для ручного вязания, поэтому частично выбор области связан с профессией.
Можно сказать, что вы знали нишу изнутри, в том числе особенности производства и качества товара, который планировали продавать?
Не совсем. В отличие от области производства, небольшая ниша рукоделия была мне совершенно не известна — так же, как и продажи в интернете. И поначалу много обжигалась, пришлось «набивать шишки». Кроме того, быстрого выхода на устойчивую прибыль не надо ждать. «Сегодня вложил, а завтра получил» — таких оборотов в рукоделии на сегодня нет. Нужно быть готовым к длительному процессу.
А как долго уже существует магазин?
Именно интернет-магазин — лет 7.
Это серьезный возраст для электронной коммерции! Возвращаясь к самому началу бизнеса: что для вас было самым сложным в первый год? С какой самой большой трудностью вам пришлось столкнуться, начиная с маленьким опытом в интернет-торговле?
Не с маленьким, а нулевым. Опыта розничных или дистанционных продаж у меня вообще не было — я всегда была производственником. А пришла к этому потому, что за меня так решила жизнь. Столкнувшись с трудностями, я просто пошла в ближайший торговый центр и сказала: «Я хочу открыть рукодельный магазин». Оказалось, что там уже два года искали того, кто займется этим направлением. Вот так я и открыла розничный магазин, и через 4 года пришла к выводу, что нужно попробовать себя в интернет-продажах.
Стала искать и пробовать, запускать собственные сайты. Конечно же, не всё получалось, потому что опыта не было никакого. И всё, что мне делали, оказывалось просто не то. Поэтому я стала искать готовый интернет-магазин, и арендовала его, чтобы присмотреться и попробовать Shop2You. Этот пробный вариант превратился в то, что мы имеем сейчас, нам понравилось, и было решено открыть еще несколько интернет-магазинов сразу. В Shop2You понравилась админка — самая легкая и простая, даже неопытный пользователь сможет без труда разобраться.
Имея розничный магазин, я была уверена, что интернет-продажи пойдут нормально. Люди начали заказывать, и нужно было ехать и закупать товар у поставщиков. А он очень мелкий — 200–500 рублей, в то время, как стоимость среднего заказа у поставщика варьировалась от 8 до 15 тысяч. Я опять пересмотрела стратегию развития компании и сказала: «Делаем по-другому!»
Мы выставили на сайте только тот товар, который был в наличии, и от этого стали плясать. Через несколько месяцев мы уже искали помещение под склад. Теперь я уверена на 100%, что работать в интернете в области рукоделия, не имея в наличии товара на складе, очень сложно. Если товара нет в наличии, клиентка покупать не будет, а пойдет в другой интернет-магазин.
У нас были периоды, когда мы сильно снижали цены, чтобы о нас узнали и заговорили. Сейчас ситуация поменялась, и у нас средняя ценовая политика, а уровень интернет-продаж практически сравнялся с розничными продажами.
Как вам удается удерживать умеренные цены и одновременно высокое качество продукции?
У нас представлены все известные бренды в сфере рукоделия, которые работают на российском рынке не менее 10–15 лет. Со многими руководителями этих компаний я знакома лично. Мы начинали формировать ассортимент с одной-двух компаний, а выбор каждого поставщика — это процесс, в котором нужно учесть и проверить очень много нюансов, даже если это известная фирма.
Практика показала, что качественный товар иногда продавать тяжело, если покупатели плохо знакомы с маркой, а возможностей для раскрутки такого товара у интернет-магазинов не так много. Поэтому стараемся брать в ассортимент только проверенные бренды.
Какие у вас планы по расширению ассортимента?
Есть задумки расширить ассортимент в плане высокой ценовой категории, т.е. товарами от 3 тысяч. Мы ведем переговоры с некоторыми компаниями, готовимся проверять товар по качеству.
Эти товары будут рассчитаны на тех покупателей, кто уже профессионально занимается рукоделием?
Да, это около 80%, но есть и такие, кто в магазине выбирают подарок — дорогой, большой и красивый. Такого рода товары будут новой веткой ассортимента.
На сайте доступна услуга консультации по товарам. Для этого вы специально обучаете команду или подбираете увлекающихся рукоделием сотрудников?
В основном, на сайте консультирую я. У нас налажены связи со многими представителями и дилерами, которые проводят мастер-классы, обучение и лекции, и когда есть у меня время, я их посещаю.
Российские компании мы стараемся приглашать на мастер-классы для покупателей и продавцов к себе в розничный магазин. Мы принимаем участие практически во всех выставках, посвященных рукоделию: хотим быть на виду и на слуху. Постоянно экспериментируем с новыми разделами на сайте.
Получается, что главная тактика успеха — это постоянное стремление практиковаться и смелость?
Да, не нужно бояться, знания приходят с опытом. В рукодельном бизнесе очень жесткая конкуренция, особенно для тех компаний, которые, как мы, находятся в Москве. У нас большие издержки по сравнению с регионами, но накручивать цены мы не можем себе позволить, потому что человеку в Сибири все равно, откуда заказывать. Поэтому приходится нарабатывать много, и у всех дилеров, с которыми мы работаем, наш магазин находится в первой десятке и пользуется максимальной скидкой. Мы не жадничаем, не завышаем цены, но и не держим неоправданно низкие цены.
Скажите, а ваша решительность и настойчивость — это характер или черты, пришедшие с опытом?
Наверное, все-таки пришедшие с опытом. Я была очень скромной, но мне повезло в течение 15 лет работать с итальянцами — они научили думать и действовать. Поэтому, повторюсь, не нужно ничего бояться в этой жизни: всё получится со временем, но не быстро. И бизнес вести также. Кстати, мы планируем идти дальше и организовывать собственное производство.
Большое спасибо за разговор! Желаем вам осуществления планов и новых витков развитии бизнеса!