Блог Shop2YOU > Директору интернет-магазина > Геокодирование и карта для вашего интернет-магазина

Геокодирование и карта для вашего интернет-магазина

12 января 2021


В интернет-магазинах и логистических компаниях часто используются картографические сервисы, такие, например, как Яндекс.Карты или Google Maps. Покупатели магазинов выбирают на карте пункты самовывоза, менеджеры используют карту для определения стоимости и маршрутов доставки заказов, определения стоимости доставки и составления маршрутов, отслеживания в реальном времени перемещения курьеров. Магазины недвижимости показывают на карте расположение объектов, выставленных для продажи или аренды.

Частично картографические сервисы можно использовать бесплатно, однако при этом действует ряд ограничений. Например, карты нельзя показывать в закрытых от общего доступа разделах. Количество обращений в день к картографическим сервисам также ограничено.

Совсем недавно Яндекс значительно уменьшил лимит бесплатных обращений к свому картографическому сервису, ограничив вызов так называемого геокодера. Теперь бесплатно можно создавать не более 1000 запросов в месяц. Если нужно больше, то придется платить за год вперед, и немало.

Но что такое геокодер, нужен ли он вам, как пользоваться им дешевле? Что делать, если нужно показывать карту в закрытых разделах сайта, например, в бэк-офисе интернет-магазина?

Наконец, можно ли создать собственные картографические сервисы, чтобы работа вашего магазина или другого сервиса не зависела от Яндекса, Google и других платных картографических сервисов?

Геокодер

Геокодер представляет собой сервис, способный преобразовывать адрес вида (город, название улицы, номер дома) в географические координаты — широту и долготу. Зная географические координаты объекта, можно показать его на карте, а также определить взаимное расположение относительно других объектов.

Сервис обратного геокодирования позволяет получить адрес объекта в виде текстовой строки по его широте и долготе.

На рис. 1 мы показали фрагмент карты, на котором видны географические координаты (широта и долгота) здания в Москве на Зубовском бульваре, а также его адрес в виде текста.


Рис. 1. Географические координаты и адрес дома в Москве на Зубовском бульваре

В интернет-магазинах карты и геокодирование используются, например, для решения следующих задач:

  • показать покупателям расположение пунктов самовывоза на карте для выбора наиболее удобного пункта при оформлении заказа;
  • показать менеджеру адреса доставки для планирования маршрута курьеров, а также для определения стоимости доставки;
  • подготовить маршруты курьерам для доставки товаров;
  • отслеживать перемещения курьеров и автомобилей в процессе доставки заказов;
  • показать покупателям недвижимости объекты на карте

Пункты самовывоза

Когда покупатель оформляет заказ и хочет забрать товар самостоятельно, он может выбрать один из пунктов самовывоза в своем городе. Если показать пункты самовывоза на карте, покупатель сможет выбрать такой пункт, который находится к нему ближе всего, а заодно узнать его точный адрес и время работы.

В интернет-магазинах, открытых на платформе Shop2YOU, город, в котором находится покупатель, определяется предварительно по адресу IP, а потом уточняется. В процессе оформления заказа с самовывозом покупатель видит карту своего города, на которой отмечены доступные пункты самовывоза (рис. 2).


Рис. 2. Карта пунктов самовывоза при оформлени заказа в магазинах Shop2YOU (адреса приведены только для примера)

Щелкнув значок пункта, можно узнать, как добраться до пункта выдачи, увидеть его контакты и время работы (рис. 3).


Рис. 3. Просмотр информации о пункте самовывоза (информация приведена только для примера)

Для того чтобы показывать пункты самовывоза, зная их адрес, а также для определения названия ближайшей станции метро, необходимо использовать геокодирование. Но тут количество вызовов геокодера не будет очень большим, т.к. в базе данных магазина можно сохранить координаты пунктов, полученных при их добавлении, и координаты станций метро.

Определение стоимости доставки

Если речь идет о доставке в Москве или в другом крупном городе, то ее стоимость среди всего прочего обычно зависит от того, находится ли покупатель в пределах города или в пригороде. Если в пригороде, то стоимость определяется расстоянием от границ города (например, от МКАД), до места, в которое нужно привезти заказ.

Но как быстро определить расположение адреса доставки относительно границ города?

Проще всего это сделать, посмотрев на расположение места доставки на карте (рис. 4). Здесь для каждого места доставки показывается номер заказа, ближайшая станция метро (или расстояние до метро, если оно больше 1 км), и время доставки. Разумеется, состав информации можно изменять в соответствиии с бизнес-процессами компании.


Рис. 4. Координаты мест доставки на карте (информация приведена только для примера)

Чтобы показать на карте, куда требуется привезти товар, требуется выполнить функцию геокодирования. С ее помощью программное обеспечение интернет-магазина получит географические координаты места доставки и покажет соответствующий значок на карте.

Если каждый день обрабатывается много заказов, то и геокодер придется вызывать достаточно часто. Кроме того, карта с указанием адресов доставки должна быть показана в закрытой части сайта бэк-офиса магазина. Как мы уже говорили, в бесплатных тарифах Яндекса и Google запрещается использование карт подобным образом. Карту можно показывать только на таких страницах, которые доступны любому посетителю, а не только менеджерам интернет-магазина.

Конечно, координаты доставки можно сохранить в базе данных интернет-магазина вместе с заказом. Однако, во-первых, платные сервисы, наподобие геокодера Яндекс.Карт, могут запрещать такое сохранение, а во-вторых, адреса доставки заказов обычно все время изменяются.

Планирование маршрутов для курьеров

При планировании маршрутов для курьеров в простейшем случае менеджер может посмотреть на карте адреса доставки, и щелкая их по очереди, добавить в список для курьера вместе с адресами и телефонами покупателей.

Также удобно, когда для каждого места доставки курьеру показывается самая близкая станция метро.

Функции планирования маршрутов также требуют вызова геокодера. Кроме того, карта доставки и планирования маршрутов должна быть показана в закрытой части сайта. При этом действуют ограничения, упомянутые выше: на показ карты в закрытой части сайта и на количество вызовов геокодера в день.

Отслеживание перемещения курьеров

Для планирования и анализа работы курьерской службы пригодится система отслеживания перемещения курьеров. Если у курьеров есть GPS-трекеры или смартфоны со специальным приложением, можно показывать текущую позицию курьеров и машин на карте.

Владея информацией о текущем месте нахождения курьеров и их перемещении в течение дня, можно не только оценивать эффективность работы, но и корректировать маршруты передвижения курьеров таким образом, чтобы они смогли выполнить как можно больше заказов.

Если информация о перемещении курьеров привязана к базе данных интернет-магазина, то можно с помощью карты быстро узнать не только где находится курьер, но и, например, какие заказы он выполнил на данный момент.

Карта в интернет-магазинах недвижимости

Интернет-магазины недвижимости показывают на карте расположение объектов, предлагаемых для продажи или аренды. Покупатели могут посмотреть на карте не только интересующий его объект, но и объекты (дома, участки и т.п.), расположенные рядом (рис. 5).


Рис. 5. Объекты недвижимости на продажу

Когда объект недвижимости добавляется в каталог, нужно указать его расположение на карте. Вначале менеджер, зная адрес объекта, получает координаты с помощью геокодирования. Объект отмечается на карте значком (рис. 6).


Рис. 6. Размещение объекта недвижимости для продажи на карте

Далее менеджер может вручную передвинуть на карте значок, уточнив место расположения объекта. После сохранения положения объект будет правильно показан на карте, доступной на странице объекта недвижимости витрины интернет-магазина.

Таким образом, сервис геокодирования нужен для начального размещения объекта, заданного своим адресом, на карте. Кроме того, карта, которая используется для размещения объектов недвижимости, должна работать в закрытой части сайта, доступного только менеджерам.

Известно, что магазины недвижимости выгружают свои предложения в Циан, Яндекс, на Авито и в другие подобные сервисы. В административном сайте менеджеры расставляют объекты на карте, получая их координаты с помощью геокодирования. Далее положение объектов уточняется на карте, после чего с помощью функции обратного геокодирования определяется адрес объекта в виде текстовой строки. Этот адрес и будет указан в выгрузке, после преобразования в нужный формат.

Как видите, в интернет-магазинах недвижимости активно используется не только размещение объектов на карте, но и сервис геокодирования.

Переход на карту Open Street Map

Если в вашем интернет-магазине или службе доставки ежедневно обрабатывается очень много заказов, то использование платных сервисов геокодирования будет стоить довольно дорого. Выходом из этой ситуации может послужить переход на картографические сервисы и карты Open Street Map.

Что нужно знать о карте Open Street Map (OSM)?

Прежде всего, эта карта распространяется под свободной лицензией. Каждый может ее редактировать и использовать так, как это ему нужно, безо всяких ограничений (за исключением размещения ссылки в правом нижнем углу карты).

Далее, ни у кого нет монополии на карту OSM. Вы можете не только редактировать карту OSM, но и установить свои собственные серверы для рендеринга карты и для геокодирования. А мы можем помочь вам в установке и обслуживании таких серверов. Никто не сможет ограничивать вас в количестве запросов к вашим собственным серверам.

Но если все так хорошо, почему же все не переходят на OSM?

Дело в качестве и степени детализации карт. Такие компании как Google и Яндекс могут позволить себе покупать детализированные картографические базы у соответствующих компаний и организаций. В то же время карты OSM формируются сообществом, и, как правило, по степени детализации эти карты уступают коммерческим.

Вы можете оценить, а нужна ли вам такая степень детализации, как у коммерческих карт, и окупятся ли затраты на их использование?

Возможно, качества карт OSM будет вполне достаточно, например, для размещения пунктов самовывоза, оценки стоимости доставки, построения маршрутов для курьеров и отслеживания их перемещения? Если да, то зачем переплачивать за те возможности коммерческих карт, которыми вы не будете пользоваться?

Плагин Карта Open Street Map

В интернет-магазинах, открытых на платформе Shop2YOU, доступен плагин Карта Open Street Map, который помогает покупателям выбрать нужный пункт самовывоза на карте OSM. Также этот плагин позволяет показывать пункты самовывоза в административном сайте интернет-магазина.

Если у вас возникла проблема с превышением лимита запросов к геокодеру, мы можем подключить упомянутый выше плагин. В настоящее время этот плагин подключается бесплатно.

Кроме того, мы можем помочь вам с установкой собственных серверов OSM, если вам приходится обрабатывать большое количество заказов в интернет-магазине или в вашей службе доставки.


Откройте магазин сейчас
Понравился пост? Поделитесь ссылкой на эту страницу в социальных сетях: